Как это делают: ViK custom 5 string bass

Модератор: moderator

Сообщение
Автор
Lord Lecter
Бывалый
Сообщения: 208
Зарегистрирован: Пт июл 13, 2007 11:55 pm

Как это делают: ViK custom 5 string bass

#1 Сообщение Lord Lecter » Чт мар 20, 2008 3:04 am

Всем привет!

Следуя просьбам, высказанным в теме "сага о птицах", выкладываю краткую историю и не очень подробный отчет изготовления одного из самых последних, интересных и, на мой взгляд, удачных моих проектов - ViK custom 5str bass (в продолжении названия должно прозвучать какое-нибудь громкое и смачное английское слово, но, к сожалению, оно пока не придумано).

Так уж получилось, что большая часть процесса прошла мимо объектива камеры. Причин на то много: то фотоаппарат забыл, то в пылу творения необходимость запечатлеть оное для истории упустилась, то происходящее было столь неэстетично, что документировать ЭТО стал бы только отъявленный гитароненавистник :), но чаще всего причина была в том, что я работаю один и сфотографировать сам процесс было просто некому или некогда.
Что же, попробуем рассказать нашу историю, основываясь на том, что есть. Будем надеяться, что в чем-то вы поверите мне на слово, а что-то мы выясним позже, в процессе обсуждения отчета.

Предыстория

С заказчиком мы знакомы довольно давно, потому заказ инструмента скорее был вполне ожидаемым, нежели спонтанным шагом с его стороны. Он уже видел мои другие работы, так что начало проекта было всего лишь вопросом времени и денег )

Изначально подразумевалось, что инструмент едва ли можно будет назвать простым и «без претензий». После получасовой беседы за чашечкой чая были определены основные «жизненноважные» спецификации инструмента, среди которых была конструкция грифа сквозь корпус, стандартная мензура, 24 лада, струны сквозь корпус, активная электроника и «замутить что-нибудь такое-этакое» . С этим клиент ушел домой выискивать дизайны и идеи, слушать великих и их звучание, с целью предоставить «вещь доки», в смысле записи для прослушивания, чтобы дать мне представление о желаемом звуке в более конкретной и доступной форме, нежели (тут все представили напряженное до пульса в висках лицо, взлохмаченные волосы, сумасшедший блеск в глазах, неимоверное размахивание руками-мельницами и «ну чтоб тут вот так и эта которое ну уххх» ) - шутка юмора. Женя очень адекватный молодой человек, весьма сдержанный, предпочитающий выражать свои мысли просто и лаконично. Но сэмплы мы выслушали, и как всегда оказалось, что задача «проста как грабли», сущая мелочь – всего лишь взять все лучшее, что есть в басовом звуке и уместить это в формате одного инструмента…

Но польза во всем этом была, и как оказалось в итоге принципиальная. Одним из образцов был трэк в исполнении Маркуса Миллера (только глухой не услышит из чего сделан его бас) и это стало отправной точкой. Что если мы возьмем яркость, упругость, четкость ясеня, округлим его палисандровой накладкой, смягчим и придадим певучести сквозным грифом и объема топом из чего-нибудь не столь резкого?

На деле предсказать результат такого коктейля, наверное просто невозможно, остается гадать, надеяться и верить. Здорово, когда знаешь человека, которому делаешь инструмент. Я считаю, что это очень важно, ведь многие вещи угадываются тогда интуитивно, без слов. Просто знаешь, что здесь надо так и никак иначе.

Что ж, с конструкцией (содержанием) определились. Пора поговорить о форме. Просматриваем кучу картинок в поисках интересных дизайнов: ну эта вроде ничего, а здесь рог красивый, классно смотрится орех на ясене, твою мать! На этом можно играть?!? 

Изображение

Как всегда загрузились и ничего не выбрали… а может нафиг картинки? Берем ватман, карандаш, линейку, ластик, включаем воображение, обуздываем его технавыками из серии «неет, ну так не бывает.. ты же порвешься». И вот черта за чертой прорисовывается тот самый единственный правильный выбор в ситуации, когда конкретный инструмент делается для конкретного человека.

Эх, красотища! Да, молодцы мы.

Со спокойной совестью расстаемся, чтобы в следующий раз уже в мастерской выбрать дерево, «простучать», представить, так сказать, в контексте.

Вопрос с дизайном клюшки решился сам собой…
В уголке стоял гриф от моей экспериментальной hollow body с уникальным дизайном ViK guitars.
Изображение

Женя спросил, что если попробовать от него отталкиваться. Да не вопрос, всегда пожалуйста. Полчаса рисования и вот он мегадизайн головы будущего инструмента.

Image «Тут могла быть Ваша реклама :)»

И закипела работа. Но для статистики, распишем все по пунктам.
Итак, что мы имеем:

Дерево:

гриф – клен 2 куска (конструкция сквозь корпус, перо вклеено). Заготовлен в 89 году, происхождение – Карпаты, срез - тангенциальный;
накладка – палисандр 1 кусок, Индия;
дека:
низ/bottom – ясень 2 куска (разрез типа книга), Беларусь , радиал;
верх/top – махагони 2 куска, происхождение и возраст не известны, но не менее 15 лет, радиал.
В процессе разработки конструкция неединожды усложнялась, отчасти в угоду звучания, порой в угоду эксперименту, и естественно для эффектного внешнего вида.
Так на инструменте появились многочисленные в клейки из палисандра (перо грифа, сквозные через тело грифа, на топе), махагони (Bottom)и волнистого клена (bottom и лицевая часть топа), гриф стал полусквозным /полувклеенным, став сердцем деки и укрывшись «полосастой» красой волнистого клена.

Изображение

Hardware:

Bridge – Gotoh 206 5B (изначально планировался Hipshot tripplelock, но потом передумали из-за дороговизны и потому что появилась возможность «выхватить» gotoh, редкий и классный 206 мост, обожаю!!!)

Изображение

Tuners – Gotoh GB серия 3+2 Black (даже не обсуждалось :)).

Изображение

С датчиками решили определиться после предварительной сборки. Чтобы послушать дерево и тогда по-возможности подобрать best fit, ориентировочно basslines.
Все заказывалось из штатов, в силу хронического отсутствия как у нас, так и у дилеров в России.
Всякие ферулесы, шурупы и прочую лабуду описывать не буду, увидим походу.

Вот и начались тяжелые трудовые будни по созданию этого чуда.

Посыпались первые опилки, закудрилась стружка и вот оно первое фото (опомнился!) – недоумевающий клиент смотрит на доску, которую внаглую пытаются выдавать за гриф его будущей гитары:

Изображение

Все до единой склейки подгонялись на данном инструменте вручную. Отчего и почему сейчас писать не буду, т.к. это тема отдельной статьи, которую я напишу и размещу на своем сайте, который сейчас только в проекте.

Изображение

Офигеваем от склеек, но снова клеим и клеим, осетровым клеем, зачем и почему тоже отдельная тема, частично уже обсуждаемая в теме «сага о птицах».
Процесс растягивается недели на три. Уж очень много кусков, а ведь каждой склейке надо дать просохнуть, чтобы убрать лишнюю влагу и гарантировать, что склейка не «разойдется» в самый не подходящий момент. Да и другие проекты требую кучу внимания.

Процесс склеивания по этапам выглядел так:
1. Делаем угловую вклейку пера
2. Клеим на него накладку
3. Фрезеруем пазы под палисандр с тыльной стороны грифа и вклеиваем его туда (это не два анкера, как могут подумать многие, просто красивая конструкция, которая обеспечит нам надежность грифа и внесет свой вклад в конечный звук)(анкер односторонний, аля fender)
4. Клеим волнистый клен на скудное и тощее пока «тело»
Изображение

5. Приклеиваем предварительно «разделанную» накладку из палисандра на гриф
6. Клеим верхние махагоневые «уши»
Изображение
7. Отдельно клеим между собой наборную нижнюю часть ясень-махагони-волнистый клен-махагони- ясень
8. И наконец собираем все вместе
Изображение
Изображение

Смотрим очумевшими глазами, чешем затылок и смекаем что же делать с этим нагло полосатым пироженым. А что делать-то?.. Делать красиво!

Вооружаемся рубанками, стамесками, наждачками, шлифмашинками, лобзиками и всякой прочей остроколющей, быстрорежущей, ровнопилящей хренью и пытаемся оправдать ожидания заказчика:
Изображение
Изображение
Изображение

Люди знающие спросят: а что фрезой кромки нельзя? Нельзя… - отвечу горестно, на инструменте настолько сложная в «радиусном» отношении форма, что фрезы здесь не помогут…

Зовем клиента, давим на «вообразительную точку», пытаясь описать как все будет красиво потом. Ну, вроде вообразил. Здорово. Счастье есть.

Я почти всегда делаю задний профиль грифа в присутствии заказчика. Плюсов в этом великое множество, некоторые из которых состоят в том, что у будущего владельца есть возможность сразу «пощупать» то, что получается и внести корректировки, если таковые имеются.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Если вдруг встретите лохматого дядьку жутко неряшливого вида с седыми волосами, бешеным взглядом, но шибко умными речами, не пугайтесь возможно это всего лишь гитарный мастер, весь в пыли и стружке, словом, в процессе создания инструмента :)
А вот собственно и мастер, нещадно трущий гриф

Изображение
Изображение


Улыбнулись? Вернемся к вопросам серьезным.

Клиент может убедиться, что у мастера руки растут из положенного места и ощутить на себе магию, того как кусок дерева превращается в нечто много большее, в гриф в нашем случае. Я обожаю этот этап работы, несмотря на его сложность.
Помимо этого заказчик реально приобщается к процессу, и что, на мой взгляд, очень важно начинает напитывать инструмент своей энергетикой еще на стадии изготовления. Кто-то назовет это бреднями, кто-то байками-завлекалками клиентов. Пусть каждый думает что хочет. Мое мнение по этому поводу сформировалось давно и непоколебимо.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Что ж, на этом мы пока закруглимся. Пора спать, завтра ждут великие дела.
Ждем продолжения…

Аватара пользователя
Maestro
Ветеран
Сообщения: 2624
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2005 12:59 pm
Откуда: Минск

#2 Сообщение Maestro » Чт мар 20, 2008 10:02 am

Не знаю насколько хорошо звучат твои инструменты, но пишешь ты замечательно :wink:
Читал с удовольствием.
Спасибо.
внимание! возможно этот пост отмодерирован и я не согласен с его новым содержанием.

Аватара пользователя
MishkaZ
Бывалый
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пн июл 31, 2006 3:28 am
Откуда: Minsk
Контактная информация:

#3 Сообщение MishkaZ » Чт мар 20, 2008 10:24 am

Забавно смотрится накладка придерживаемая изолентой - непочитав пугает - типа "вот так мы стягиваем когда клеим осетровым клеем" :) Почитал. Спасибо.

LYOLIK
Прохожий
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт дек 01, 2005 12:34 am

#4 Сообщение LYOLIK » Чт мар 20, 2008 10:27 am

Высший класс и робота и описание. Много не понимаю ввиду отсутствия технического или околотехнического образования, но жутко увлекательно и интересно. А возможно ли как нибудь пообщаться на тему изготовления гитар? Просто опять всплыла идея самостоятельного изготовления музыкального инструмента? Успехов.

Аватара пользователя
Костя
Завсегдатай
Сообщения: 640
Зарегистрирован: Пн янв 31, 2005 10:12 am
Откуда: Минск

#5 Сообщение Костя » Чт мар 20, 2008 10:30 am

Молодец Слава! :wink: Красочно и животрепещуще....Так держать....Будем ждать второй части марлезонского балета :)
хороших вещей много не бывает!

Martins
Интересующийся
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт ноя 20, 2007 9:37 pm

#6 Сообщение Martins » Чт мар 20, 2008 10:31 am

Преклоняюсь перед Вашим мастерством и подходом к делу.

Уверен, что следующий мой инструмент будет заказным. Похоже, я даже знаю, у кого заказывать.

Аватара пользователя
ROOT
Бывалый
Сообщения: 257
Зарегистрирован: Ср апр 04, 2007 1:43 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

#7 Сообщение ROOT » Чт мар 20, 2008 12:20 pm

супер!!!молодец!!!отчет классный)))даже поржать порой можно от того какими словами написано)))ждем продолжения!!!
Warwick Streamer Stage II '92 -> Darkglass Microtubes B7K -> bass amp
Бог - зло. Ибо исходники надо открывать. ©

Аватара пользователя
Eduard
Ветеран
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2004 6:58 am
Откуда: DJ's TRIP-HOP team
Контактная информация:

#8 Сообщение Eduard » Чт мар 20, 2008 5:05 pm

Слава, малайца!
Worldwide dj's TRIP-HOP team

Аватара пользователя
Banan
Ветеран
Сообщения: 845
Зарегистрирован: Вт июн 05, 2007 5:14 pm
Откуда: MD Rockville
Контактная информация:

#9 Сообщение Banan » Чт мар 20, 2008 5:45 pm

согласен со всеми) и не фпадлу те сток писать?))) оч интересно....классно я щас пытаюсь попробоватьдостать денег на вторую гитару чтоб проделать работу над грифом.....идея с птицами оч помогла......у мну будет что-то похожее но не о птицах) был бы очень признателен еслиб ты поместил какойнить рассказ о изготовлении электрогитары.....
Jackson SL2H
ESP Eclipse II
Ibanez Universe '05
Gibson Les Paul Studio
Fender American Deluxe Strat HSS

Marshall JVM1H >> Mesa Boogie Rectifier 2x12
Fender Blues Jr NOS

Аватара пользователя
Thorium
Завсегдатай
Сообщения: 543
Зарегистрирован: Вт янв 08, 2008 3:21 pm

#10 Сообщение Thorium » Чт мар 20, 2008 8:39 pm

а какая принципиальная разница между изготовлением этого баса и электрогитары?
B.C.Rich Special Mockingbird, Ibanez RG421 - AMT HR1, АМТ V1, AMT R1 - VOX Mini5

Lord Lecter
Бывалый
Сообщения: 208
Зарегистрирован: Пт июл 13, 2007 11:55 pm

#11 Сообщение Lord Lecter » Чт мар 20, 2008 8:47 pm

Огромное всем спасибо на добром слове.
Banan писал(а):согласен со всеми) и не фпадлу те сток писать?))) оч интересно....классно я щас пытаюсь попробоватьдостать денег на вторую гитару чтоб проделать работу над грифом.....идея с птицами оч помогла......у мну будет что-то похожее но не о птицах) был бы очень признателен еслиб ты поместил какойнить рассказ о изготовлении электрогитары.....
Писать не впадлу, поскольку эта статья в свое время будет выложена на моем сайте. Рассказ об изготовлении гитары не за горами, недель через пару начну выкладывать.

pashevich
Завсегдатай
Сообщения: 649
Зарегистрирован: Пт сен 22, 2006 7:44 pm
Откуда: минск
Контактная информация:

#12 Сообщение pashevich » Чт мар 20, 2008 8:51 pm

Thorium писал(а):а какая принципиальная разница между изготовлением этого баса и электрогитары?
... примерно как между двух- и трехколесным велосипедом.
По-моему, большинство ньюансов с грифом связано, особенно для шестиструнок. Ну саму деку естественно совсем по другим параметрам подбирают...а так впринципе и то и другое - гитары =)

Автору спасибо за интересное и познавательное чтиво. Теперь нужно снимать ролик "How it's made"
осваиваю бас и фатапарат

Eujene
Интересующийся
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 11:52 pm

#13 Сообщение Eujene » Чт мар 20, 2008 10:57 pm

pashevich писал(а):
Thorium писал(а): Теперь нужно снимать ролик "How it's made"
можно и снять)

Аватара пользователя
Thorium
Завсегдатай
Сообщения: 543
Зарегистрирован: Вт янв 08, 2008 3:21 pm

#14 Сообщение Thorium » Пт мар 21, 2008 9:36 am

pashevich писал(а):
Thorium писал(а):а какая принципиальная разница между изготовлением этого баса и электрогитары?
... примерно как между двух- и трехколесным велосипедом.
По-моему, большинство ньюансов с грифом связано, особенно для шестиструнок. Ну саму деку естественно совсем по другим параметрам подбирают...а так впринципе и то и другое - гитары =)

Автору спасибо за интересное и познавательное чтиво. Теперь нужно снимать ролик "How it's made"
ну собственно верно. велосипед и там и там. рама и там и там, вилка, руль, цепь...разница тока в количестве колес ;) не принципиально, если провести аналогию ;)

насчет деки - ясень, махагон...что из этого не применяется для дек на ЭГ? другое дело что вставки палисандровые присутствуют.
B.C.Rich Special Mockingbird, Ibanez RG421 - AMT HR1, АМТ V1, AMT R1 - VOX Mini5

Lord Lecter
Бывалый
Сообщения: 208
Зарегистрирован: Пт июл 13, 2007 11:55 pm

#15 Сообщение Lord Lecter » Сб мар 22, 2008 2:14 am

И снова здравствуйте!
Огромнейшее спасибо всем за хорошие отзывы. Рад стараться. Благо публика к тому располагает.
Итак, продолжим.

Закончили с профилем грифа. На следующий день пощупали на свежую голову – рука ложится, скользит плавно и беспрепятственно, что ж здорово. Пора двигаться дальше. Но сначала вынем пару заноз… угловато-погрызенная дека впившись в руку обломала полет безмятежный по грифу.. Непорядок, будем лечить.

Изображение

Берем многострадальную шлифмашинку и под монотонное та-та-та-тарахтение скругляем рельефные участки, выводим радиусы, свалы, подъемы. Вобщем, делаем то, что возможно воссоздать только в 3D программах, объемных макетах и воображении мастера:

Изображение


Я сторонник более творческого подхода к дизайну формы инструментов. Мне кажется, что обилие точных радиусов, углов, размеров и прочей лабуды сильно прибивает «магию созидания». Наверное поэтому мне нравится делать именно те заказные инструменты, в которых нет условия точных форм, а есть место для полета фантазии. Иногда это действительно завораживает: с каждым движение наждачки изгибы и линии приобретают изящность и грацию и иногда изменение всего лишь на миллиметр тотально меняет внешний вид.
Это магия, я не пытаюсь это понять, просто делаю, т.к. у каждого ЭТО внутри и ты либо чувствуешь его либо нет…
И вот на фоне сантиметрового слоя пыли, опилок и стружки лежит гладкое и весьма симпатичное чудо, пока еще недошлифованное, но уже «мягкое и пушистое» и без заноз )

Изображение

Изображение

Изображение


Придирчивый досмотр

Изображение


и вот оно довольное лицо пока еще не понимающего как же ему подвезло заказчика

Изображение


На этом пока оставим деку в покое, ведь впереди у нас один из самых занимательных этапов кастомового гитаростроения – инкрустация.

Я никогда не относил себя к категории людей, для которых внешний вид инструмента имел второстепенное значение. И слова из серии «полено? Ну и пусть! Зато звучит как!» я не очень приемлю. Я думаю, что все в гитаре должно быть гармонично, как и во всем в жизни. Отличное звучание инструмента должно подчеркиваться эффектным внешним видом и усугублять общее впечатление в сторону «вах-вах!!!»
Совокупность первоклассных слуховых, тактильных и визуальных ощущений самый короткий и правильный путь к единению музыканта и инструмента, результатом которого, как правило, является музыка соответствующего класса. Хотя очень многое здесь зависит от самого музыканта, конечно.

Помимо общего дизайна гитары, есть еще одна мелочь, которая при всей своей мелочности настолько разительно меняет внешний вид и очерчивает грани готового продукта и имя ей ИНКРУСТАЦИЯ. И что самое интересное, очень эффектным является как наличие интересной инкрустации, так и полное ее отсутствие (попробуйте найти что-нибудь столь же круто выглядящее как полированные лады на черной как смоль накладке).

Возможно, где-то происходит иначе, но у ViK customs инкрустации придается огромное значение и это всегда трагикомедия в 5 частях с абсолютно непредсказуемым результатом, но как правило весьма удачным. Благо выбирать есть из чего

Изображение

Изображение


А выбор это зло. Плохо, когда его нет, но еще хуже когда он большой. И главное здесь не сыграть роль осла, который так и умер с голоду между двумя стогами сена – не мог решиться с которого начать бедолага.
Мы с заказчиком всегда мучаемся выбором, придумываем и передумываем, сомневаемся и решаемся, но в один прекрасный момент решение все же принимается и начинается работа.

Для данного инструмента, ощутив всю боль мучений выбора, мы решили сделать скромную разметку в виде японского иероглифа в районе 11-13 ладов из зеленого абалона (здорово сочетается с открытой текстурой дерева). Женя принес рисунок, нарисованный, кстати, этническим японцем специальными кисточками для этого дела. Значение его пока останется загадкой.

Итак, приступим. По уже откатанной схеме:
Режем абалон

Изображение

Изображение


обклеивает лентой нужный участок накладки, приклеиваем абалон, вырезаем лишнее

Изображение


закрашиваем

Изображение


фрезеруем пазы, подгоняем и получаем

Изображение


zoooomm out

Изображение


нравится, но чего-то не хватает. Для полноты картины решили добавить точки 4мм из того же материала. Вклеиваем, ждем пока высохнет, шлифуем, выводим окончательный радиус накладки, пропитываем маслом и вот оно, счастье:

Изображение

Изображение


Довольные собой оставляем гитару, «привыкнуть» так сказать.

Проходит пару дней , пора устанавливать лады ( Sintoms 3.0 extra hard).
Закатываются как родные и преображают гриф до неузнаваемости

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Время идет, работа движется и в следующий раз мы узнаем что же мы услышали во время тестовой сборки этого баса.
Ждем продолжения…

Ответить